Поддержка ВЭД-оператора для Вашего бизнеса
STA "СибирьТрансАзия" Новосибирск, проспект Дзержинского 1/1, оф 71

Таможенный пост (сокращенно ТП)

Таможенный пост (сокращенно ТП) – это самый маленький таможенный орган, входящий в систему таможенной службы, и обеспечивающий реализацию задач таможенной службы в целом, в регионе своей деятельности. Можно даже сказать, что пост - это эдакий муравей из большого муравейника, несущий свой «листик или веточку» в общий муравейник.

                                                                                       

Условно все таможенные посты можно разделить на пограничные и внутренние. Пограничные таможенные посты располагаются в пунктах пропуска через таможенную и государственную границу. На данный момент эти два понятия разделены, поскольку таможенная граница находится на внешнем периметре таможенного союза, а государственная граница осталась на месте.

И те и другие таможенные посты преимущественно являются: автомобильными, железнодорожными, воздушными, морскими, смешанными. На остальных категориях таможенных постов мы останавливаться не будем, ввиду их малочисленности, а также того, что для Вас какой-то интерес (кроме расширения кругозора) они представлять не будут….

По виду лиц, пересекающих границу, и государственной принадлежности перемещаемого ими имущества и транспортных средств, все пункты пропуска можно разделить на многосторонние, двусторонние и местные.

Многосторонние (в просторечии “международные”) пункты пропуска (МПП) размещаются в местах с интенсивным движением транспорта. На подобном таможенном ПП и других постах могут растомаживаться грузы и товары граждан любых государств. МПП, предназначенные для движения автомобильного транспорта, называются МАПП – многосторонний автомобильный пункт пропуска.

Двусторонние пункты пропуска называются иногда “межгосударственными”. Они предназначены для пропуска граждан из сопредельных государств. Двусторонние автомобильные пункты пропуска называются ДАПП.

Местные пункты пропуска не имеют постов и предназначены для пропуска граждан сопредельных государств с пропиской в местных приграничных районах.

По виду транспорта таможенные посты можно разделить на автомобильные, железнодорожные (ЖДПП), воздушные и морские (речные, озерные). Морские, воздушные, озерные и речные пункты пропуска и таможенные посты могут находиться в глуби территории страны, в аэропортах, морских, речных и озерных портах.

Кроме всего прочего существуют также специализированные таможенные посты:

 

  • предназначенные для ввоза на территорию Российской Федерации и вывоза за ее пределы химических, биологических и радиоактивных веществ и отходов
  • предназначенные для выпуска животных, растений, продукции животного и растительного происхождения, иных грузов и товаров, подпадающих под действие фитосанитарного и ветеринарного надзора
  • предназначенные для таможенного оформления изделий из драгоценных металлов и камней
  • предназначенные для «растаможки» товаров, облагаемых акцизными сборами (например алкоголь, сигареты)
  • предназначенные для «растаможки» энергоресурсов

                                                                    

Основной функцией постов является таможенный контроль лиц, товаров и транспортных средств, перемещаемых через границу в формах, утвержденных таможенным кодексом Евразийского экономического союза.

Можно отметить, что на практике существует разделение между таможенными постами. Основная задача пограничных ТП – проверка наличия таможенных документов и сверка правильности их заполнения. Также они осуществляют контроль за прохождением грузов через границу и от границы до внутреннего таможенного поста.

На внутренние ТП ложится основная нагрузка по проведению таможенных операций. Такая специализация оправдана с точки зрения разгрузки пограничных постов, освобождения их от излишних формальностей, ускорения грузооборота и повышения эффективности таможенного контроля.

Во главе таможенного поста находится начальник, который несет персональную ответственность за осуществление возложенных на таможенный пост полномочий, выполнение программ и достижения показателей деятельности ТП.

Штатная численность должностных лиц таможенных постов определяется исходя из товаропотоков, проходящих через каждый конкретный таможенный пост, и может колебаться от нескольких человек до 100 и более.

При достаточно малой численности подчиненных должностных лиц, заместитель, согласно штатного расписания, начальнику не положен. При этом обязанности начальника на период его отсутствия могут возлагаться на начальника отдела, коих (отделов) может быть от одного и более. Количество должностных лиц конкретного таможенного поста рассчитывается согласно утвержденной нагрузке на 1 должностное лицо. При этом в расчет берется общая численность человек на таможенном посте, что, по моему мнению, ведет к некорректному определению требуемой численности должностных лиц.

В конечном итоге бывают ситуации, когда таможенные инспекторы просто физически не успевают справиться с возложенными на них задачами. Возьмем например территориальный фактор (месторасположение объекта или субъекта таможенного контроля может находиться за сотни километров от места расположения таможенного поста). Более всего ситуация (назовем ее «кадровый голод») заметна на больших МАПП, где очередью в километр в часы пик никого не удивишь, но и на достаточно малых таможенных постах приходится буквально вставать в очередь, чтобы «заполучить» инспектора для оформления товара или имущества. Но такое как правило бывает редко, в сезон…

Информационное обеспечение таможенных органов в настоящее время находится на должном уровне. Вся актуальная информация о интересующих таможенных постах, организационных особенностях, режиме работы находится на соответствующих сайтах ФТС и региональных таможен.

Самойлов Алексей Валентинович
Специалист по ВЭД с КНР. Профессиональный опыт – с 2005 года.
Контакты
click fraud detection