Поддержка ВЭД-оператора для Вашего бизнеса
STA "СибирьТрансАзия" Новосибирск, проспект Дзержинского 1/1, оф 71

Таможня

 

Таможня – орган государственной власти, который отвечает за перемещение любых товаров, будь то коммерческие партии товаров, транспортные средства или вещи личного пользования через таможенную границу. К каждому товару, в зависимости от его вида или назначения, применяются определенные таможенные процедуры: таможенный транзит, выпуск для внутреннего потребления, экспорт, реэкспорт и другие. В настоящее время законодательством предусмотрено 17 видов таких процедур. Все они перечислены в Таможенном кодексе ЕАЭС (Евразийского Таможенного союза).

Глобальные задачи таможни – защита экономических интересов страны и содействие в обеспечении мер государственной и общественной безопасности. В рамках этих задач можно выделить основные функции таможни:

  • Контроль товарооборота через государственную границу и создание оптимальных условий для ведения бизнеса участникам внешнеэкономической деятельности.
  • Взимание предусмотренных законом пошлин и налогов.
  • Борьба с контрабандой и незаконным оборотом оружия, наркотиков и других запрещенных средств.
  • Взаимодействие с таможенными органами других государств, ведение статистики, информирование и консультирование населения по таможенным вопросам и т.д.

ВАЖНО ПОНИМАТЬ, что как бы не декларировались таможней свои функции, основной всегда была и остается – фискальная функция, иными словами приоритетом для таможни является деятельность, связанная с пополнением Федерального бюджета.

Кроме того, когда мы говорим о таможне, мы подразумеваем под этим термином ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ, так как все функции реализуют должностные лица таможенных органов, а таможня является составной частью структуры таможенных органов РФ.

Но для удобства в литературе для обычного пользователя используется термин «таможня».

Структура таможни

Официальное название Российской таможни – Федеральная таможенная служба России (ФТС). Как и любой госорган, ФТС представляет собой централизованную систему и состоит из ряда подразделений:

  • Центральный аппарат. Ядро федеральной таможенной службы. Находится в подчинении Министерства финансов РФ. Состоит из множества управлений: организационно-инспекторское, таможенного оформления и контроля, по борьбе с контрабандой и т.д. Территориально расположен в Москве.
  • Региональные таможенные управления – по одному на каждый федеральный округ. Всего их восемь.
  • Таможни . Подчиняются региональным таможенным управлениям. Как правило, располагаются в крупных городах и осуществляют контроль за деятельностью таможенных постов с установленными регионами деятельностью.
  • Таможенные посты. Именно на постах непосредственно осуществляется операции документального таможенного оформления и фактического таможенного контроля.

В свою очередь, таможенные посты делятся на:

а) пограничные, которые находятся на пропускных пунктах на границах с другими государствами.

б) внутренние, которые не привязаны к пропускным пунктам.

Также таможенные посты специализируются по видам транспорта: автомобильные, ЖД, морские и воздушные. Отдельные посты имеют статус юридических лиц, собственные расчетные счета и более широкий круг полномочий.

 

Таможенное законодательство

Россия является членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в который также входят Республики Беларусь и Казахстан, Киргизия и Армения. Сотрудники таможенных органов действуют в соответствии с положениями Таможенного кодекса ЕАЭС, который вступил в силу с 1 января 2018 года. Ранее его заменял Таможенный кодекс Таможенного союза, а еще раньше – Таможенный кодекс РФ. Оба документа уже утратили силу.

Таможенный кодекс ЕАЭС предусматривает единый порядок перемещения товаров через границы государств-членов союза. Его вступление в силу позволило оптимизировать большинство таможенных процедур с учетом отсутствия таможенной границ между указанными государствами. При этом государственные границы между ними не упразднены.

В частности, вместо письменного декларирования товаров применяется электронное, что значительно сокращает срок обработки деклараций и выпуска товаров в свободное обращение. Письменное декларирование актуально только для некоторых таможенных процедур – например, помещении груза под таможенный транзит.

Отдельные положения таможенного законодательства регламентируются Федеральным законом «О таможенном регулировании» № 289-ФЗ, который детализирует и разъясняет отдельные положения таможенного кодекса ЕАЭС, применительно к таможенным органам РФ.

Это два основных нормативных акта в области таможенного дела.

Таможенное оформление грузов

СЛЕДУЕТ ЗНАТЬ, что все товары, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС (в т.ч. РФ) подлежат таможенному оформлению. Также эта процедура называется таможенной очисткой. Ее порядок регламентирован нормами Таможенного кодекса ЕАЭС и предусматривает строго определенный комплекс действий, различающихся в зависимости от таможенной процедуры. Например, при импорте товара из-за границы таможенная очистка включает прежде всего декларирование груза – подача Декларации на товары. Вступление в силу ТК ЕАЭС позволило максимально упростить этот этап – многие компании подают декларации в режиме онлайн самостоятельно, с использованием электронной цифровой подписи. Контроль декларации проходит в несколько этапов:

  • Контроль классификационного кода товара в соответствии с Товарной номенклатурой ЕАЭС.
  • Контроль мер нетарифных мер регулирования – разрешительный порядок ввоза товаров (соответствие товаров установленным Техническим регламентам, фитосанитарный контроль, ветеринарный контроль, лицензирование и др.)
  • Определение таможенной стоимости товара, она служит базой для исчисления всех налогов и пошлин.
  • Уплата таможенных платежей.
  • Выпуск товара в свободное обращение. Именно после принятия данного решения должностным лицом таможенного органа владелец товара может распоряжаться грузом без ограничений на всей территории ЕАЭС.

Необходимо отметить, что таможенные операции в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем могут совершать лица, обладающие правом владения (собственности) в отношении товаров, называемых ДЕКЛАРАНТАМИ (или их доверенные лица, находящиеся в их штате). В случае отсутствия специальных познаний для совершения таможенных операций, прежде всего декларирования, такие действия осуществляют специально уполномоченные государством юридические лица – ТАМОЖЕННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ, перечень которых можно уточнить на официальном сайте Федеральной таможенной службы.

Самойлов Алексей Валентинович
Специалист по ВЭД с КНР. Профессиональный опыт – с 2005 года.
Контакты
click fraud detection