Порядок декларирования товаров, страной происхождения которых является Китай ничем не отличается от порядка таможенного оформления товаров, происходящих из иных стран. Не оказывает влияние на данный порядок и категория товаров. Будь то велосипед, светильники или елочные украшения порядок их таможенной очистки абсолютно идентичен по отношению к аналогичным товарам.
Но на практике все же к товарам, ввозимым из КНР предъявляется, как правило, больше требований, зачастую, на наш взгляд, излишних, так сказать излишние административные барьеры. Должностные лица таможенных органов в своей деятельности очень умело пользуются одним из законных своих прав – запрос дополнительных сведений в целях достоверности заявленных сведений о товарах.
- невысокая стоимость товаров на рынке Китая, которая является основанием для корректировки таможенной стоимости, что в конечном итоге приводит к доплате таможенных платежей;
- отсутствие документов, необходимых для таможенного декларирования товаров по причине несоответствия требованиям законодательства КНР и законодательства ЕАЭС к таким документам;
- сложности с определением классификационного кода по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности ЕАЭС от которой зависит величина, причитающихся к оплате таможенных платежей, а также разрешительный порядок ввоза на территорию РФ;
- длительные сроки таможенного оформления, которые продлевают время нахождения товаров на таможенных складах, что приводит в конечном счете к дополнительным затратам со стороны импортера.
- Существует еще масса нюансов, особенностей и тонкостей, не знание которых в отдельных случаях может сказаться не только на временных и/или финансовых затратах российского импортера, но и на невозможность ввоза отдельных товаров в принципе. Приведем лишь один из многочисленных примеров.
Участник ВЭД на основании заключенного с китайским контрагентом внешнеторгового контракта ввез товар – мак пищевой. При таможенном оформлении товара была назначена товароведческая таможенная экспертиза, по результатам которой установлено, что в данном товаре имеются примеси, процентное содержание которых значительно превышают допустимые значения. Кроме того, экспертизой определено, что выявленные примеси не только запрещены к ввозу, но и запрещены к обороту в целом. В результате товар был уничтожен. Денежные средства за импортный товар китайской стороной контракта, полученные на условиях предоплаты, не были возвращены российской стороне, так как условиями контракта не были определены нюансы по количественным показателям примесей. Согласно внутреннего законодательства КНР в данном случае количественное значение примесей не оказывает существенное влияние на коммерческое наименование товара и, следовательно, не создает препятствий для экспорта товара с территории Китая.
Российский партнер не учел расхождения в национальных законодательствах двух стран, а также не принял во внимание особенности ввозимого товара. Как уже сказано, денежные средства за товар не возвращены, товар не получен в связи с его изъятием таможенными органом и дальнейшим уничтожением.
К сожалению, данный факт неудачного взаимодействия декларанта с таможенными органами не является единичным. В качестве рекомендаций можно посоветовать доверять проработку вопросов по ввозу товарных партий с территории Китая проверенным специалистам в области внешнеэкономической деятельности либо таможенным представителям, которые являются посредниками по решению данного рода проблем между декларантом (импортером) товара и таможенным органом.