Особенности процесса сертификации товаров

Как все вы, наверное, хорошо знаете, ключевым моментом любой внешнеэкономической сделки является процедура таможенного оформления товара. Отсутствие неожиданностей и сюрпризов в рамках ТО гарантируется качеством предшествующих ему последовательных действий, начиная с предварительного анализа процедур, предусмотренных таможенным законодательством для кода ТН ВЭД ТС, соответствующего товарной группе в планируемой поставке, на этапе подготовки ее реализации.

Приведенное выше утверждение подсказывает необходимость задуматься о двух важных моментах. Первое: нужно правильно определить код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности планируемого к поставке товара; второе: проанализировать условия тарифного и нетарифного регулирования, предполагаемые для этого кода.

Нетарифное регулирование, следуя словарной статье Википедии: "совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к таможенно-тарифным методам государственного регулирования" .

Одной из разновидностей административных и таможенных формальностей является сертификация ввозимых товаров. Ввозимые на территорию Российской Федерации товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, экологическим стандартам и требованиям, установленным в РФ. Запрещается ввоз товаров, которые не соответствуют указанным выше стандартам и требованиям, не имеют сертификата, маркировки или знаков соответствия, предусмотренных законодательством. Запрещены к использованию как опасные потребительские товары, имеют дефекты, представляющие опасность для потребителей.

Собственно, об этой мере государственного регулирования внешнеэкономической деятельности мы бы и хотели предложить несколько умозаключений, основанных на ежедневной практике реализации импортных и таможенных операций.

Наверное, в настоящее время ни в одном другом аспекте таможенного законодательства так полно и глубоко не отражена противоречивость и непоследовательность нормативных актов, невероятная динамика их изменений, и потрясающая радикальность этих изменений, как в требованиях к сертификации импортных товаров.

Наверное, вы еще помните то время, на заре «официальных» поставок, когда из прибывшей на СВХ товарной партии таможенным офицером отбирались образцы продукции, с актом отбора они отправлялись в зачастую единственный аккредитованный орган по сертификации, обладающий собственным штатом экспертов и лабораториями. На основании проведенных лабораторных исследований выдавался установленной формы разрешительный документ, с предоставлением которого в таможенный орган, товарная партия выпускалась в свободное обращение. С тех светлых пор единых норм и правил для всех участников ВЭД…прошло немного времени, но как часто менялись нормы и требования к сертификации продукции, знают только профессионалы. В определенный момент времени появилось невероятное и явно никем не контролируемое количество так называемых органов по сертификации, которые делали любые документы, от декларации соответствия до сертификатов на первый слой для новорожденных, по телефонному звонку. Был период, когда каждые полгода появлялся новый технический регламент Таможенного Союза, что влекло изменение всех правил и норм, причем сами органы по сертификации далеко не всегда могли ответить, как какая норма работает и что, собственно, предполагает. Последний год был отмечен потрясающей динамикой изменений требований органов по сертификации к пакету документов, предоставляемому заявителем, обращающимся к ним за получением сертификата или декларации соответствия. При этом, нет двух органов по сертификации с одинаковыми требованиями. Но, и это не все. Ситуация иногда доходит до абсурда: правила могут измениться за время движения товарной партии с территории КНР на территорию Таможенного союза, а в случае с нашей Компанией – это считанные дни!

Конечно, опыт ведения бизнес в России учит философски относиться к любым капризам законодательства. Чем сложнее правила игры, тем она интереснее, заставляя участников рынка совершенствоваться перманентно. Но, есть одно «Но»! Это при условии, что правила для всех едины. А в конце концов, вся система построена таким образом, что возможности интерпретировать законодательную норму или вообще ее обойти в нашей стране родятся чуть не на следующий день после вступления ее в законную силу. Но, статья не об этом. Собственно, сертификация импортного товара согласно технического регламента Таможенного Союза, переживающего едва ли не еженедельные изменения, ориентация в хаосе навязчивых предложений организаций, содержащих в наименовании частичку «серт», но далеко не всегда аккредитованных даже на то, чтобы принимать заявки, повышенное внимание таможенных органов к декларируемым товарам, предполагающим необходимость наличия сертификата соответствия, все это риски для неспециалистов….и ежедневное исполнение функциональных обязанностей для профессионалов.

 

Поэтому, выбирая Компанию – оператора в качестве партнера по реализации внешнеэкономической деятельности с КНР, Вы делаете выбор в пользу профессиональных комплексных решений, учитывающих все нюансы, в том числе и текущий сумбур в сфере сертификации импортных товаров.

Сертификация товаров из Китая - "белые" и "черные" методы

Сертификация товаров из Китая – это один из самых основополагающих и наболевших вопросов любого участника ВЭД, который не системно относится к поставкам товара.
Каждая партия сопровождается новыми разрешительными документами, а также проводится такой процесс, как сертификация товаров. При этом вопрос получения данных документов порой сводится не просто к количеству времени и денег, которое необходимо потратить на их получение, но и к поиску возможности предоставления такого документа от аккредитованного органа.

Сертификация «задним числом» или в ногу со временем

В связи с тем, что технические регламенты сменяют друг друга, а предыдущий техрегламент не имеет обратной силы, также широко развито предоставления сертификатов, деклараций соответствия и прочих документов, так сказать, «задним числом». Подобные лазейки порождают схемы обмена бумаги на бумагу, а именно денег на разрешительные документы задним числом. Тем не менее, данный метод является рабочим и на таможне такой сертификат примут.

Ирония ситуации в том, что таможня и сама не знает, по каким документам будет выпускать товар в свободное обращение в будущем, после принятия нового технического регламента и упразднения всех «бессрочных» разрешительных документов. Также определенное неудобство вызывает и то, что сертификация товаров из Китая, по новому техническому регламенту делается на инвойс, к которому привязана партия, а не допустим от года до трех. При этом дополнительно надо платить за протоколы испытаний и прочие сборы, которые не касаются необходимого пакета документов при сертификации.

Так, к примеру:

 

  • сертификат на товар из Китая «задним числом» обойдется ориентировочно в 12 000 рублей;
  • сертификация товара, если идти в ногу со временем, 45 000 рублей плюс протоколы испытаний по 8 000 - 9 000 рублей за каждый, как правило, на некоторые товарные группы нужно 6 протоколов испытаний и более.

 

Так же, хотелось бы акцентировать внимание на достоверности заявляемых сведений, и тут речь не идет даже об ошибочной информации. Ошибка в показателях инвойса или контракта, к которому привязан документ и вы смело можете делать еще один. Как и к любому другому документу, который вы предоставляете на таможню, тут необходимо проверить информацию не один раз и быть полностью уверенным в заявляемых сведениях. Если подобные документы на товар из Китая делаются через посредника, мы рекомендуем Вам согласовывать не только заявку, но и пакеты документов, которые необходимы для сертификации товаров.

Отдельный документ для полной сертификации товаров

Отдельного внимания заслуживает пакет документов, необходимый для рассмотрения Вашей заявки органом аккредитации. Помимо того, что может предоставить российское юридическое лицо, от вас могут затребовать сертификат ISO с фабрики изготовителя в Китае, может потребоваться протоколы сертификации производства на фабрики в Китае, сделанные органом сертификации, к которому вы обращаетесь, накладные расходы при этом будут на Вас.

Если подвести итоги вышесказанного, то можно сказать, что обилие технических регламентов способствует не столько возможности получить разрешительные документы и сертификатов на товаров, необходимых для ввоза товарной партии, сколько созданы для того, чтобы создать временные осложнения и финансовые проблемы участникам внешнеэкономической деятельности для поиска аккредитованных организаций, способных оперативно предоставить адекватные цены и условия сотрудничества.

Большой опыт сертификации товаров из Китая

Группа компаний STA «СибирьТрансАзия» реализуя для своих клиентов комплексные услуги высокого качества по доставке и таможенному оформлению, предлагает получение разрешительных документов, как часть такой комплексной услуги, как сертификация товаров из Китая. Мы сотрудничаем с аккредитованными органами по сертификации уже много лет, что позволяет предоставить рыночные цены и уменьшить процесс бюрократии до минимума, что позволяет своевременно решить задачу за срок реализации поставки, еще до начала процедуры таможенного оформления.