Оспаривание решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД

Что такое классификация товаров для таможенных целей?

Положениями статьи 20 Таможенного кодекса ЕАЭС предусмотрена классификация товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденной решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 (ТН ВЭД).

ТН ВЭД представляет собой международный классификатор - систему описания и кодирования товаров. В ее основу положена Гармонизированная система описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации, включающая в себя:

  • товарные позиции и субпозиции,
  • относящиеся к ним числовые коды,
  • сгруппированные по определенным признакам в группы и разделы,
  • примечания к разделам и группам,
  • а также основные правила толкования Гармонизированной системы.

Гармонизированная система является приложением к Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (совершена в Брюсселе 14 июня 1983 года), разработанной под руководством Совета таможенного сотрудничества (Всемирная таможенная организация), участницей которой является в том числе Российская Федерация, для которой данный документ вступил в силу с 1 января 1997 года.

Данная система построена на принципе обязательной сопоставимости национальных и международных данных о внешней торговле той или иной страны, ее создание направлено на уменьшение расходов, вызываемых повторным описанием, классификацией и кодированием товаров при их переходе из одной системы классификации в другую в процессе международной торговли и проч.

Кроме того, при классификации товара необходимо учитывать Пояснения к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, публикуемые на Официальном сайте Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/

По сути, классификация товаров в соответствии с ТН ВЭД означает отнесение конкретного декларируемого товара к одному десятизначному коду ТН ВЭД.

 

Важно знать!

На ТН ВЭД «завязано» практически все, что могут проверить и будут проверять таможенные органы.

Так, в зависимости от кода товара:

 

  • определяется ставка таможенной пошлины, и как следствие – размер подлежащих уплате таможенных платежей;
  • определяется вид, размер (ставка) подлежащих уплате налогов и оснований для освобождения от их уплаты, применения пониженной ставки и пр. в отношении отдельных видов товаров;
  • необходимость соблюдения запретов и/или ограничений, а точнее – конкретные виды этих запретов и ограничений, документов, которые необходимы для доказательства их соблюдения;
  • ведется статистика внешней торговли товарами и пр.

 

Кто осуществляет классификацию товаров?

При таможенном декларировании декларант осуществляет декларирование товаров самостоятельно. Это его обязанность. Если ДТ подается таможенным представителем - или таможенный представитель заявляет код ТН ВЭД от имени и поручению декларанта.

В силу требований Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257, десятизначный код декларант обязан указать в графе 33 декларации на товары (далее - декларация). При этом заявленный декларантом классификационный код товара должен соответствовать сведениям, указанным в графе 31 декларации.

В графе 31 декларации декларантом по сути приводится описание товара: наименование (торговое, коммерческое или иное традиционное), при наличии - сведения о производителе, товарные знаки, марки, модели, артикулы, сорта, стандартные, иные технические и коммерческие характеристики, сведения о количественном и качественном составе, дата выпуска (изготовления), в случае если такие сведения необходимы для исчисления и взимания таможенных платежей.

Описание товара в графе 31 декларации, в свою очередь, должно быть достаточным для классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД, т.е. обязательно наличие характеристик товара, влияющих на него классификацию.

В случае выявления неверной классификации товаров при их таможенном декларировании как до, так и после их выпуска таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров (пункт 2 статьи 20 ТК ЕАЭС).

Также по заявлению лиц таможенные органы могут осуществлять классификацию товаров до их таможенного декларирования путем принятия предварительных решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД и решений о классификации товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде (пункт 1 статьи 21 ТК ЕАЭС).

 

Последствия неверного определения и заявления кода ТН ВЭД

В зависимости от конкретной ситуации, заявление недостоверных сведений о коде товара по ТН ВЭД может повлечь для декларанта самые разнообразные последствия:

  • если код товара определен декларантом неверно и это повлекло за собой занижение размера таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате, таможенный орган доначислит таможенные платежи и даст срок для их добровольной уплаты. В случае нарушения данного срока – будут начислены пени на сумму недоимки;
  • при наличии совокупности определенных обстоятельств возможно возбуждение таможенным органом административного дела по факту недостоверного декларирования и /или уголовного дела за уклонение от уплаты таможенных платежей;
  • если в результате неверного указания кода в отношении товара не были применены установленные законом запреты и (или) ограничения, таможенным органом возбуждается административное дело по факту несоблюдения запретов и ограничений в отношении организации и ее ответственных за декларирование товаров должностных лиц;
  • отказ в выпуске товаров под заявленную таможенную процедуру.

 

Что делать, если не согласны с решением о смене кода ТН ВЭД?

Решение таможенного органа может быть обжаловано декларантом:

  • - в вышестоящий таможенный орган;
  • - в арбитражный суд.

Широкий круг решений, принимаемых таможенными органами в результате выявления неправильной классификации декларантами товаров, определяет и существенные различия в предмете судебных споров, основаниями которых выступают обстоятельства классификации товаров по ТН ВЭД.

К числу таких споров принадлежат как дела об оспаривании непосредственно решений по классификации товаров (либо предварительных решений о классификации товаров), так и дела, в рамках которых заявители оспаривают требования таможенных органов об уплате таможенных платежей, решения об отказе в выпуске товаров, о внесении/отказе во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации, а также решения таможенных органов о привлечении к административной ответственности за недекларирование либо недостоверное декларирование товаров.

Срок обжалования (по общему правилу) решений таможенных органов составляет три месяца с момента получения или вручения копии решения.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

Куда лучше подать жалобу?

Такое решение нужно принимать индивидуально в каждом конкретном случае, учитывая ряд обстоятельств:

  • регион, в котором находится таможенный орган, принявший оспариваемое решение. Это обусловлено тем, что в Российской Федерации судебная практика даже по тождественным спорам далеко не однородна. Кроме того, ни в каждом вышестоящем таможенном органе правовая служба укомплектована высокопрофессиональным персоналом;
  • есть ли по оспариваемому вопросу указания, решения вышестоящих органов по аналогичным ситуациям. Если такие есть и они не в пользу декларанта – ведомственное обжалование, даже несмотря на его отдельные преимущества, окажется бессмысленной тратой времени;
  • очевидность/либо спорность допущенных таможенным органом нарушений. Так, например, в отдельных случаях целесообразно именно ведомственное обжалование, поскольку позволяет существенно сэкономить время и деньги декларанта.

 

Наши специалисты помогут вам определиться с наиболее оптимальным способом защиты нарушенного права.

 

Стоимость юридических и консультационных услуг в сфере ВЭД

Услуга

Стоимость

Консультация

3000 руб/час

Составление жалобы в вышестоящий таможенный орган

от 20 000 руб

Составление заявления, представительство в судах при обжаловании действий/бездействий и решений таможенных органов

от 40 000 руб

Составление заявления/жалобы на постановление по делу об АП, представительство в судах при обжаловании постановлений о привлечении к административной ответственности за нарушение таможенных правил (ст. 16.2, 16.3, 16.17 КоАП РФ и др.)

от 30 000 руб

* данная стоимость не является публичной офертой, стоимость услуг определяется индивидуально в зависимости от категории и сложности дела.

 
Самойлов Алексей Валентинович
Специалист по ВЭД с КНР. Профессиональный опыт – с 2005 года.
Контакты
click fraud detection
Рассчитать стоимость доставки«Ответьте на 5 вопросов»